самоорганизация

Стремление к усложнению картины мира

В чем заключено свойство: у каждого человека существует собственная картина мира различной сложности. Для кого-то мир черно-белый, состоит из друзей и врагов, положительного и отрицательного. Каждый человек должен стремиться изменять свою картину мира, не должен удовлетворяться простыми объяснениями, должен все подвергать сомнению, строить свою картину мира, основанную не на антагонизме всего существующего, а на гармонии. Какое преимущество дает: понимание жизненных целей и приоритетов – как своих, так и чужих. Как проявляется, как можно оценить, что оно присутствует: человек толерантен, мудр, уравновешен, критически относится к новой информации, не стремится утвердить свою точку зрения как единственно верную, слушает и принимает другие точки зрения, отличные от собственной. К чему приводит неразвитость: «черно-белое» восприятие мира, склонность к упрощению, построение неверных каузальных (причинно-следственных) связей между явлениями и событиями, как следствие – ошибочные действия, постоянная обида на мир, разочарование, напряженные отношения с людьми, эгоизм и т.д. Каких качеств требует для своего развития: открытость, любознательность, позитивный взгляд на мир, логичность, склонность к анализу, активная жизненная позиция. Какие свойства, качества, умения связаны с данным свойством: уверенность в себе, способность отстаивать свою точку зрения, коммуникационные навыки, самооценка, успешность в жизни в целом.

Сознательное неприятие антиобщественного поведения

В чем заключено свойство? Какое преимущество дает?

Антиобщественное поведение — отдельный поступок или система поступков личности, нарушающие официально установленные в обществе правовые нормы как уголовного, так и административного, хозяйственного, трудового, семейного и т.д. права. Выпускник четко различает и осознанно отказывается от поступков, имеющих антисоциальный характер. Он не проявляет немотивированную раздражительность и агрессивность, не использует насилие как способ решения проблем. Активно вовлечен в различные виды конструктивного социального взаимодействия, востребован, успешен.

Как проявляется; как можно оценить, что оно присутствует?

Имеет глубокие убеждения и навыки поведения в рамках существующего правового поля. Поступки основаны на соблюдении социальных норм: этических и правовых. Четко представляет себе последствия антиобщественного поведения для себя и общества. Считает такое поведение недопустимым. Адекватно реагирует на факты антиобщественного поведения других людей.

К чему приводит неразвитость?

Выпускник представляет собой человека, у которого ярко выражены эгоистические стремления и склонности — корысть, ревность, месть, хулиганские мотивы и т. п. Для достижения своих эгоцентрических целей не стесняется в выборе средств: может обманывать, предавать, шантажировать. Проявляет цинизм, демонстративное пренебрежение нормами поведения. В структуризации проведения времени преобладают гедонистические мотивации, т.е. стремление к получению удовольствия. Отсутствуют механизмы торможения негативных эмоций и поступков. Не может адаптироваться в семье и обществе.

Каких качеств требует для своего развития?

Самостоятельность, сила воли, ответственность, правовая грамотность, умение принимать решения.

Какие свойства, качества, умения связаны с данным свойством?

Навыки критического мышления, организованность.

Умение распоряжаться временем

В чем заключается свойство? Выпускник может следить за выполнением своего распорядка дня, вовремя выполняет работу. Какие преимущества дает свойство? Умение "жить по-часам". Если это свойство, эта функция или компетенция развита у выпускника, что это ему дает? Уважение в коллективе, выполнение возложенных поручений, развитая самоорганизация. А как результат - вовремя сданные зачёты и экзамены.

Как проявляется свойство? Как мы можем оценить, что у выпускника оно присутствует? Развит принцип: никогда не опаздывать! Вовремя приходит на занятия, своевременно выполняет задания. Как проявляется неразвитость свойства? К чему приводит неразвитость свойства? К чему может привести избыточное развитие свойства? Каковы негативные последствия развития свойства? Непостоянное место работы, негативное отношение окружающих. Каких качеств требует свойство для своего развития? Уважение к окружающим, самоорганизация, пунктуальность.

Рациональная организация рабочего места

В чем заключается свойство?

Знает как и умеет полно и комплектно осуществить оснащение и планировку своего рабочего места. Понимает важность этого умения для себя, процесса и результатов деятельности.

Какие преимущества дает свойство? Если это свойство, эта функция или компетенция развита у выпускника, что это ему дает?

Правильная организация рабочего места оказывает значительное влияние на производительность. Она позволяет экономить время, предупреждать усталость, сохранять здоровье, быстрее и качественнее выполнять трудовые задачи.

Как проявляется свойство? Как мы можем оценить, что у выпускника оно присутствует?

Рабочее место соответствует требованиям: технико-технологическим, санитарно-гигиеническим, эргономическим, эстетическим.

Как проявляется неразвитость свойства? К чему приводит неразвитость свойства? Выпускник не имеет элементарных знаний и навыков правильной организации рабочего места, что приводит к негативной трудовой обстановке, отрицательно влияет на его самочувствие, настроение, работоспособность, и, в конечном итоге, на производительность труда.

К чему может привести избыточное развитие свойства? Каковы негативные последствия развития свойства?

Заорганизованность, чрезмерное внимание к мелочам, внешним эффектам, высокая зависимость деятельности от условий труда.

Каких качеств требует свойство для своего развития?

Организованность, аккуратность, собранность, элементарные эргономические знания и умения.

Какие свойства, качества, умения, компетентности связаны с данным свойством?

Умение систематизировать материал, ответственность.

Навык самообслуживания

Самообслуживание - это самостоятельное выполнение необходимых повседневных физических обязанностей по отношению к себе самому или своему коллективу (одевание, уборка постели и комнаты, обеденного стола и прочее). Какое преимущество даёт? Человеку, у которого сформированы данные навыки, легко общаться с другими людьми: опрятный внешний вид не оттолкнёт собеседника. Такому школьнику легко перейти в студенческий быт, когда рядом нет родителей. Ему легче строить семейные отношения. К чему приводит неразвитость свойства? Негативное отношение окружающих, неустойчивость семейных отношений. Каких качеств требует для своего развития? Качества:трудолюбие, аккуратность.

Умения давать оценку состояния своего здоровья

В чем заключается свойство?

Интенсивность жизни, все убыстряющийся её темп приводят к тому, что у человека нет времени оценить состояние своего здоровья с помощью квалифицированных специалистов. К сожалению, иногда это оказывается уже слишком поздно. Тем не менее даже, например, смотрясь в зеркало по утрам, можно увидеть первые признаки отклонения в состоянии здоровья. А при постоянно повторяющихся симптомах - это сигнал для обращения к врачам.

Какие преимущества дает свойство? Если это свойство, эта функция или компетенция развита у выпускника, что это ему дает?

Сохранение здоровья. Выпускник знает текущее состояние своего организма, умеет его систематически анализировать. При обнаружении отклонений это даёт возможность во-время обратится к нужному специалисту, если необходимо - начать курс лечения. Внимательное и заботливое отношение к самому себе позволяет избежать больничных, в том числе и длительных, что помогает и в продвижении по службе, так как не отнимает времени от работы; выполнении поставленных перед собой целей в жизни. Забота о своем здоровье продлевает трудоспособный возраст.

Как проявляется свойство? Как мы можем оценить, что у выпускника оно присутствует?

Внимательно относится к своему здоровью, используя нехитрые приемы диагностирования состояния иммунной системы, желудочно-кишечного тракта, печени, кожных покровов,нервной системы, сердечно-сосудистой системы и других. Ведет здоровый образ жизни, не имеет вредных привычек.

Как проявляется неразвитость свойства? К чему приводит неразвитость свойства?

Невнимательность к своему организму, к тем сигналам, которые он ему посылает, приводят к появлению хронических заболеваний, длительным периодам лечения и восстановления. "Болезнь легче (а сейчас и дешевле) предупредить, чем вылечить" - это аксиома!

Навыки гигиены умственного труда

В чем заключается свойство?

Всё ускоряющийся темп жизни неизбежно приводит к необходимости овладевать большим объемом научных и других знаний и умений. В связи с этим ежегодно увеличивается число людей, занимающихся умственной деятельностью во всех сферах производства. Умственный труд имеет ряд особенностей. Чаще всего он связан с длительной работой в закрытом помещении и сидячим образом жизни. Не все знают, что последствия утомления при умственной работе ликвидируются дольше, чем при физической, а работоспособность восстанавливается медленнее. Успешная умственная деятельность возможна лишь в условиях подчинения умственной работы строгому распорядку, при котором отводится определенное время для труда и для отдыха, а также смены одних форм труда другими.

Какие преимущества дает свойство? Если это свойство, эта функция или компетенция развита у выпускника, что это ему дает?

Правильная организация умственной деятельности выпускника предупреждает возникновения у него переутомления и его отрицательных последствий, формирует и укрепляет его организм, повышает работоспособность.

Как проявляется свойство? Как мы можем оценить, что у выпускника оно присутствует?

Выпускник соблюдает размеренность и ритм работы, то есть он может выбирать самостоятельно и соблюдать рациональный ритм и режим деятельности: последовательность и систематичность занятий, их перемену, переключение с одного вида умственного труда на другой, чередование мыслительной деятельности с небольшой физической нагрузкой и др. Учитывая, что этот вид труда вызывает напряжение зрительного анализатора, рпериодически выполняет простые упражнения для глаз (даже просто закрыть глаза и дать им отдохнуть не 10 - 30 секунд - уже хорошо). После окончания рабочего дня, на выходных совершает пешеходные прогулки, играет в спортивные игры, занимается умеренной физической работой.

Умение использовать формирующее (внутреннее) оценивание

В чем заключено свойство?

Свойство заключается в умении сопоставлять резуль­таты прохождения определенного этапа в проекте, учении или профессии с поставленными ранее целями, учитывая непредвиденные побоч­ные эффекты.

Какое преимущество дает?

Умение адекватно оценивать свою работу дает возможность выпускнику вовремя выявить пробелы в освоении какого-либо знания или действия с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Данное свойство обеспечивает его способностью достигать намеченные планы, контролируя и оценивая собственные достижения. Умение использовать формирующее оценивание говорит о высокой самоорганизации выпускника, так как он является субъектом образовательной и оценочной деятельности.

Свойство пригодится выпускнику в профессиональной деятельности, в дальнейшем образовании или просто в семейных отношениях.

Как проявляется; как можно оценить, что оно присутствует?

Выпускник анализирует свой процесс обучения в ходе работы над учебным материалом. Он в состоянии оценить владение тем или иным учебным материалом (знанием, практическим действием) перед началом работы. Намечает цели и достигает их. В процессе работы осуществляет мониторинг личного прогресса и движения группы, в составе которой проходит деятельность. Мотивирован на успех. В итоге - максимально приближен к запланированному им результату.

К чему приводит неразвитость?

Не замечает собственные ошибки и, следовательно, может их повторять; не умеет выделить главное; неспособен улучшить свой результат; не умеет решать возникающие проблемы.

Каких качеств требует для своего развития?

Самостоятельность, взаимодействие, самокритичность, адекватное принятие критики, стремление к знаниям...

Какие свойства, качества, умения связаны с данным свойством?

Самооценка, умение проходить тесты, проектное мышление, навыки критического мышления.

Инженерное поведение и деятельность

В чем заключается свойство?

Способность в решении любой проблемы и в любом виде деятельности выстраивать и реализовывать инженерный подход - постепенно методом слепых проб (гипотез) и устранения ошибок создавать, тщательно испытывать и надёжно и эффективно соединять сначала множество простых элементов, затем всё более и более сложные блоки из них, фиксируя и воспроизводя наилучшую технологию решения задачи или проблемы.

Какие преимущества дает свойство? Если это свойство, эта функция или компетенция развита у выпускника, что это ему дает?

Даёт возможность не изобретать велосипеды и не ходить по кругу без результата.

Как проявляется свойство? Как мы можем оценить, что у выпускника оно присутствует?

Проявляется в конструктивной продуктивности, в эффективном решении задач и проблем. Оценить можно по характеру деятельности, по фиксации этапов процесса и по результатам.

Как проявляется неразвитость свойства? К чему приводит неразвитость свойства?

Проявляется в разного рода зависимостях и беспомощности. Приводит к тупикам, суицидам, низкой производительности труда и т.п.

К чему может привести избыточное развитие свойства? Каковы негативные последствия развития свойства?

К излишнему технократизму и механицизму. Может мешать принимать хаотичность и непредсказуемость жизни.

Каких качеств требует свойство для своего развития?

Свойства перечислены в тегах, хотя и не все.

Какие свойства, качества, умения, компетентности связаны с данным свойством?

Перечислены в тегах, но далеко не все.

Собранность

Свойство: Собранность.

В чем заключено:Умение принимать эффективные решения/ демонстрировать эффективное поведение, в том числе, в нестандартных условиях.

Преимущество: показатель успешности, минимизация временных затрат

Как можно определить присутствие: в процессе деятельности активность в значительной степени направлена на ее результат, а не на переживание/мечты о его отсутствии/присутствии и др. посторонние факторы.

Отсутствие: не реализация собственных возможностей.

Качества требует: внимание, сосредоточенность, выдержка, реакция, сила воли. Качества связаны: продуктивность, самореализация

Профиль
Статистика
Зарегистрировано пользователей: 523. Создано версий: 454 (опубликовано: 306, черновиков: 2). Написано комментариев: 2691