критический рационализм

Непродуманность и неэффективность технологии проекта

В целом я рассматриваю идею и технологию проекта как непродуманную и неэффективную. Последнее вытекает из первого. Возможно, это «заслуга» заказчиков, а не исполнителей. С другой стороны, основные исполнители могли бы объяснить заказчику бессмысленность (или весьма малую и косвенную ценность того продукта, который может быть получен при таких исходных условиях) поставленной перед ними задачи. Если они этого не смогли сделать, значительная доля ответственности за зря потраченные время и деньги ложится и на них. Если же они сами не смогли понять тупиковость и бесплодность задумки в её осуществлённом виде, то хотелось бы призвать их к дообучению и к серьёзным усилиям в повышении квалификации.

Сама идея сознательного конструирования свойств выпукника не вызывает у меня никаких возражений, я только категорически «ЗА». НО... Никто в здравом уме не пытается создать строительный проект даже просто общественного туалета с помощью сбора мнений разных групп населения, мало что смыслящих в строительстве, сантехнике и канализации (кстати, уверенность педагогов, что они являются СПЕЦИАЛИСТАМИ не только в преподавании своих предметов, но и во всём, что прямо или косвенно касается подопечного им юношества, — очень распространённое и очень опасное заблуждение. Это примерно как мнение дворника аэропорта, что он разбирается в авиации). В случае с общественным туалетом, правда, мнение потенциальных потребителей — именно как потребителей — как раз может иметь довольно высокую ценность в силу неизбежной конкретности и прагматичности и наличия у всех однородного реального опыта и однородных стандартных потребностей.

В этом же проекте изначально не определены самые главные и самые базовые исходные рамки и не решён самый главный вопрос: «Какое общество мы собираемся строить из конструируемых нами выпускников?» Второй вопрос — о желаемых свойствах граждан этого общества.

Инженерное поведение и деятельность

В чем заключается свойство?

Способность в решении любой проблемы и в любом виде деятельности выстраивать и реализовывать инженерный подход - постепенно методом слепых проб (гипотез) и устранения ошибок создавать, тщательно испытывать и надёжно и эффективно соединять сначала множество простых элементов, затем всё более и более сложные блоки из них, фиксируя и воспроизводя наилучшую технологию решения задачи или проблемы.

Какие преимущества дает свойство? Если это свойство, эта функция или компетенция развита у выпускника, что это ему дает?

Даёт возможность не изобретать велосипеды и не ходить по кругу без результата.

Как проявляется свойство? Как мы можем оценить, что у выпускника оно присутствует?

Проявляется в конструктивной продуктивности, в эффективном решении задач и проблем. Оценить можно по характеру деятельности, по фиксации этапов процесса и по результатам.

Как проявляется неразвитость свойства? К чему приводит неразвитость свойства?

Проявляется в разного рода зависимостях и беспомощности. Приводит к тупикам, суицидам, низкой производительности труда и т.п.

К чему может привести избыточное развитие свойства? Каковы негативные последствия развития свойства?

К излишнему технократизму и механицизму. Может мешать принимать хаотичность и непредсказуемость жизни.

Каких качеств требует свойство для своего развития?

Свойства перечислены в тегах, хотя и не все.

Какие свойства, качества, умения, компетентности связаны с данным свойством?

Перечислены в тегах, но далеко не все.

Понимание конструируемости социума и будущего

В чем заключается свойство?

В понимании, что ни общество, ни будущее не подчиняются никаким автоматически действующим законам прогресса; что общество может с равной вероятностью как развиваться, так и деградировать; что будущее полностью определяется тем, что и как мы делаем сегодня.

Какие преимущества дает свойство? Если это свойство, эта функция или компетенция развита у выпускника, что это ему дает?

Такое понимание даёт простор для конструктивной (во всех смыслах) деятельности и для отказа от перекладывания ответственности на "законы истории", государство и других людей.

Как проявляется свойство? Как мы можем оценить, что у выпускника оно присутствует?

Проявляется это свойство в критическом мышлении и в участии в пошаговой социальной инженерии.

Как проявляется неразвитость свойства? К чему приводит неразвитость свойства?

Неразвитость этого свойства приводит к зависимости от манипуляторов и пассивном или деструктивном социальном поведении.

К чему может привести избыточное развитие свойства? Каковы негативные последствия развития свойства?

Если свойство не контролируется критическим мышлением, то может приводить к приверженности опасным утопическим проектам "мгновенных скачков в прекрасное будущее".

Каких качеств требует свойство для своего развития?

Критическое мышление, историческая и социологическая базовая грамотность, социально-психологическая базовая грамотность.

Какие свойства, качества, умения, компетентности связаны с данным свойством?

Критическое мышление, критический рационализм, пошаговая социальная инженерия, социальное воображение, социальное конструирование.

Профиль
Статистика
Зарегистрировано пользователей: 523. Создано версий: 454 (опубликовано: 306, черновиков: 2). Написано комментариев: 2691