экспертиза

Фундаментальная ошибка компетентности

Если задать вопрос широкой публике: «Кто знает, как починить ядерный реактор?», то долго придётся искать хоть кого-то, кто уверенно ответит «я».

Если же задать вопрос: «Кто знает, как «починить» общество (людей, образование, экономику, политику, мораль, нравственность, государство) и как разрешить конфликты (искоренить зло)?», то количество взметнувшихся рук будет, вероятно, превышать количество населения Земли.

По аналогии с фундаментальной ошибкой атрибуции в социальной психологии я бы назвал это явление фундаментальной ошибкой компетентности. Заключается она в том, что у людей возникает устойчивая и навязчивая иллюзия понимания и знания того, с чем они имеют дело повседневно и что кажется им близким и подконтрольным в качестве «человеческого, слишком человеческого». Тот факт, например, что человек работает в образовании 25, 30, 50 или 100 лет, практически не имеет никакого отношения к способности этого человека находить и формулировать эффективные способы и направления совершенствования образования. Для последнего требуются специальные знания и навыки, до сих пор не предполагающиеся при подготовке школьных или вузовских преподавателей. Кому-то это может показаться обидным, но это факт. Педагог может самостоятельно и с чьей-то помощью овладеть такими знаниями и умениями, но это тождественно серьёзнейшей переквалификации и приобретению новой профессии, которую точнее всего назвать «социальная инженерия».

Для справки:

Фундаментальная ошибка атрибуции в социальной психологии — представление, что поведение человека в основном определяется его личностными качествами (диспозициями): возрастом, полом, характером, температентом и т.д. Научные данные (эксперименты, статистика) однозначно опровергают это заблуждение и устанавливают наиболее достоверную связь между поведением и ситуациями, в которых люди с разными диспозициями ведут себя одинаково.

Что такое — ОбКОВРоШ-2020?

Предлагаю пункты для опроса по данному проекту «Что такое — ОбКОВРоШ-2020?»:

  • Опрос общественного мнения
  • Собирание пожеланий для золотой рыбки
  • Создание идеала (для передачи золотой рыбке)
  • Разработка проекта в рамках утопической социальной инженерии
  • Работа экспертов (именно экспертов) по методу Дельфи
  • Разработка проекта в рамках пошаговой рациональной социальной инженерии
  • Создание проектного псевдопродукта для бюрократических и пиаровских нужд
  • Распил или отмывание неких сумм
  • Разработка реального профессионального проекта с перспективой реализации
  • Тусовка по случаю на интересную для участников тему (времяпрепровождение по Э. Берну)
  • Манипулятивная плохая игра (опять по Э. Берну) для «сброса пара»
  • Отработка технологии краудсорсинга
Профиль
Статистика
Зарегистрировано пользователей: 523. Создано версий: 454 (опубликовано: 306, черновиков: 2). Написано комментариев: 2691