критическое мышление

Непродуманность и неэффективность технологии проекта

В целом я рассматриваю идею и технологию проекта как непродуманную и неэффективную. Последнее вытекает из первого. Возможно, это «заслуга» заказчиков, а не исполнителей. С другой стороны, основные исполнители могли бы объяснить заказчику бессмысленность (или весьма малую и косвенную ценность того продукта, который может быть получен при таких исходных условиях) поставленной перед ними задачи. Если они этого не смогли сделать, значительная доля ответственности за зря потраченные время и деньги ложится и на них. Если же они сами не смогли понять тупиковость и бесплодность задумки в её осуществлённом виде, то хотелось бы призвать их к дообучению и к серьёзным усилиям в повышении квалификации.

Сама идея сознательного конструирования свойств выпукника не вызывает у меня никаких возражений, я только категорически «ЗА». НО... Никто в здравом уме не пытается создать строительный проект даже просто общественного туалета с помощью сбора мнений разных групп населения, мало что смыслящих в строительстве, сантехнике и канализации (кстати, уверенность педагогов, что они являются СПЕЦИАЛИСТАМИ не только в преподавании своих предметов, но и во всём, что прямо или косвенно касается подопечного им юношества, — очень распространённое и очень опасное заблуждение. Это примерно как мнение дворника аэропорта, что он разбирается в авиации). В случае с общественным туалетом, правда, мнение потенциальных потребителей — именно как потребителей — как раз может иметь довольно высокую ценность в силу неизбежной конкретности и прагматичности и наличия у всех однородного реального опыта и однородных стандартных потребностей.

В этом же проекте изначально не определены самые главные и самые базовые исходные рамки и не решён самый главный вопрос: «Какое общество мы собираемся строить из конструируемых нами выпускников?» Второй вопрос — о желаемых свойствах граждан этого общества.

Стремление к усложнению картины мира

В чем заключено свойство: у каждого человека существует собственная картина мира различной сложности. Для кого-то мир черно-белый, состоит из друзей и врагов, положительного и отрицательного. Каждый человек должен стремиться изменять свою картину мира, не должен удовлетворяться простыми объяснениями, должен все подвергать сомнению, строить свою картину мира, основанную не на антагонизме всего существующего, а на гармонии. Какое преимущество дает: понимание жизненных целей и приоритетов – как своих, так и чужих. Как проявляется, как можно оценить, что оно присутствует: человек толерантен, мудр, уравновешен, критически относится к новой информации, не стремится утвердить свою точку зрения как единственно верную, слушает и принимает другие точки зрения, отличные от собственной. К чему приводит неразвитость: «черно-белое» восприятие мира, склонность к упрощению, построение неверных каузальных (причинно-следственных) связей между явлениями и событиями, как следствие – ошибочные действия, постоянная обида на мир, разочарование, напряженные отношения с людьми, эгоизм и т.д. Каких качеств требует для своего развития: открытость, любознательность, позитивный взгляд на мир, логичность, склонность к анализу, активная жизненная позиция. Какие свойства, качества, умения связаны с данным свойством: уверенность в себе, способность отстаивать свою точку зрения, коммуникационные навыки, самооценка, успешность в жизни в целом.

Умение принимать и реализовывать решения

В чем заключается свойство?

В течение жизни человек оказывается в ситуации выбора, то есть оказывается в ситуации принятия решения. Для выпускника, например, это: в какой ВУЗ пойти учиться, какую специальность выбрать, пойти работать и учиться одновременно или нет? Во время принятия решения человек берёт на себя ответственность, то есть прогнозирует последствия принимаемого решения: своей дальнейшей жизни, образования, если на рабочем месте – успеха мероприятия, отдела, компании, предприятия.

Какие преимущества дает свойство? Если это свойство, эта функция или компетенция развита у выпускника, что это ему дает?

Умение принимать решения даёт выпускнику возможность быть самостоятельным, предохраняет от подражания. Правильно принятое и реализованное решение способствует дальнейшему развитию личности.

Как проявляется свойство? Как мы можем оценить, что у выпускника оно присутствует?

При возникновении ситуации выбора использует алгоритм принятия решений: определяет цель, собирает соответствующую информацию, разрабатывает осуществимые варианты, взвешивает все «за» и «против», предвидит последствия того или иного решения, своевременно принимает решение, реализует и оценивает его.

Как проявляется неразвитость свойства? К чему приводит неразвитость свойства?

Нерешительность, неуверенность в себе, безынициативность. При определённых обстоятельствах такие люди могут стать жертвой обмана или манипуляции.

К чему может привести избыточное развитие свойства?

Политическая антигражданская самоцензура проекта

В предложенных для проекта разделах отсутствовал и до сих пор отсутствует раздел «Политические умения». Трудно интерпретировать это иначе как сознательную или рефлекторную антигражданскую самоцензуру участников и инициаторов проекта. В условиях, когда само существование России в нынешнем виде и размере ставится под сомнение уже в перспективе ближайших 5-10 лет, мы обсуждаем умение мыть посуду и убирать за собой кровать. Вполне возможно, что «выпускника РОССИЙСКОЙ школы» в 2020 году уже не будет в принципе. А подумать, что с такой перспективой делать уже сегодня на уровне школы — и общества — стоило бы в этом проекте в первую очередь.

Умение распознавать коррупцию и организовывать гражданское сопротивление этому позорному явлению

В чем заключается свойство?

В умении распознавать признаки и факты коррупции на любом уровне, фиксировать их, делать достоянием гласности и добиваться их правового преследования.

Какие преимущества дает свойство? Если это свойство, эта функция или компетенция развита у выпускника, что это ему дает?

Это свойство даст возможность спасти страну от разворовывания, а выпускнику - возможность жить в правовом обществе.

Как проявляется свойство? Как мы можем оценить, что у выпускника оно присутствует?

По количеству разоблачений коррупционных случаев.

Как проявляется неразвитость свойства? К чему приводит неразвитость свойства?

Неразвитость этого свойства приведёт к тому, что Россия исчезнет или станет загнивающим третьестепенным государством.

К чему может привести избыточное развитие свойства? Каковы негативные последствия развития свойства?

Избыточное развитие свойства может приводить к обвинениям невиновных.

Каких качеств требует свойство для своего развития?

Критического мышления, гражданского мужества, личной смелости, правовой компетентности.

Какие свойства, качества, умения, компетентности связаны с данным свойством?

Критическое мышление, гражданская активность, правовая грамотность, личностная зрелость.

Сознательное неприятие антиобщественного поведения

В чем заключено свойство? Какое преимущество дает?

Антиобщественное поведение — отдельный поступок или система поступков личности, нарушающие официально установленные в обществе правовые нормы как уголовного, так и административного, хозяйственного, трудового, семейного и т.д. права. Выпускник четко различает и осознанно отказывается от поступков, имеющих антисоциальный характер. Он не проявляет немотивированную раздражительность и агрессивность, не использует насилие как способ решения проблем. Активно вовлечен в различные виды конструктивного социального взаимодействия, востребован, успешен.

Как проявляется; как можно оценить, что оно присутствует?

Имеет глубокие убеждения и навыки поведения в рамках существующего правового поля. Поступки основаны на соблюдении социальных норм: этических и правовых. Четко представляет себе последствия антиобщественного поведения для себя и общества. Считает такое поведение недопустимым. Адекватно реагирует на факты антиобщественного поведения других людей.

К чему приводит неразвитость?

Выпускник представляет собой человека, у которого ярко выражены эгоистические стремления и склонности — корысть, ревность, месть, хулиганские мотивы и т. п. Для достижения своих эгоцентрических целей не стесняется в выборе средств: может обманывать, предавать, шантажировать. Проявляет цинизм, демонстративное пренебрежение нормами поведения. В структуризации проведения времени преобладают гедонистические мотивации, т.е. стремление к получению удовольствия. Отсутствуют механизмы торможения негативных эмоций и поступков. Не может адаптироваться в семье и обществе.

Каких качеств требует для своего развития?

Самостоятельность, сила воли, ответственность, правовая грамотность, умение принимать решения.

Какие свойства, качества, умения связаны с данным свойством?

Навыки критического мышления, организованность.

Рациональное потребительское поведение

В чем заключено свойство? Какое преимущество дает?

Выпускник как потребитель в условиях ограниченного дохода выбирает те блага, которые обладают для него максимальной полезностью. В условиях рыночного многообразия товаров и услуг может сформировать свою «потребительскую корзину», учитывая их ранжированность с точки зрения качеств: здоровье, эстетическая красота или дизайн, легкость использования, долговечность, комфорт и т.д..

Как проявляется; как можно оценить, что оно присутствует?

Выпускник имеет индивидуальную шкалу предпочтений и, реализуя ее при ограниченном доходе, стремится достичь максимально возможной степени удовлетворения. Различает функциональный и нефункциональный спрос. Сам определяет, какие товары (или наборы товаров) из предлагаемых на рынке ему приобретать, а какие — нет. Знает и отстаивает свои потребительские права.

К чему приводит неразвитость?

Индивидуальный спрос формируется под воздействием внешних факторов: рекламы, выбора других людей, мнения окружающих и т.д. Финансовые средства тратятся на удовлетворение лжепотребностей (курение, алкоголь, нездоровая пища и т.д.)

Каких качеств требует для своего развития?

Самостоятельность, гибкость мышления, знание основ экономической теории, прав потребителей, навыки здорового образа жизни, умение принимать решения.

Какие свойства, качества, умения связаны с данным свойством?

Навыки критического мышления, интуиция, сила воли, организованность.

Фундаментальная ошибка компетентности

Если задать вопрос широкой публике: «Кто знает, как починить ядерный реактор?», то долго придётся искать хоть кого-то, кто уверенно ответит «я».

Если же задать вопрос: «Кто знает, как «починить» общество (людей, образование, экономику, политику, мораль, нравственность, государство) и как разрешить конфликты (искоренить зло)?», то количество взметнувшихся рук будет, вероятно, превышать количество населения Земли.

По аналогии с фундаментальной ошибкой атрибуции в социальной психологии я бы назвал это явление фундаментальной ошибкой компетентности. Заключается она в том, что у людей возникает устойчивая и навязчивая иллюзия понимания и знания того, с чем они имеют дело повседневно и что кажется им близким и подконтрольным в качестве «человеческого, слишком человеческого». Тот факт, например, что человек работает в образовании 25, 30, 50 или 100 лет, практически не имеет никакого отношения к способности этого человека находить и формулировать эффективные способы и направления совершенствования образования. Для последнего требуются специальные знания и навыки, до сих пор не предполагающиеся при подготовке школьных или вузовских преподавателей. Кому-то это может показаться обидным, но это факт. Педагог может самостоятельно и с чьей-то помощью овладеть такими знаниями и умениями, но это тождественно серьёзнейшей переквалификации и приобретению новой профессии, которую точнее всего назвать «социальная инженерия».

Для справки:

Фундаментальная ошибка атрибуции в социальной психологии — представление, что поведение человека в основном определяется его личностными качествами (диспозициями): возрастом, полом, характером, температентом и т.д. Научные данные (эксперименты, статистика) однозначно опровергают это заблуждение и устанавливают наиболее достоверную связь между поведением и ситуациями, в которых люди с разными диспозициями ведут себя одинаково.

Что такое — ОбКОВРоШ-2020?

Предлагаю пункты для опроса по данному проекту «Что такое — ОбКОВРоШ-2020?»:

  • Опрос общественного мнения
  • Собирание пожеланий для золотой рыбки
  • Создание идеала (для передачи золотой рыбке)
  • Разработка проекта в рамках утопической социальной инженерии
  • Работа экспертов (именно экспертов) по методу Дельфи
  • Разработка проекта в рамках пошаговой рациональной социальной инженерии
  • Создание проектного псевдопродукта для бюрократических и пиаровских нужд
  • Распил или отмывание неких сумм
  • Разработка реального профессионального проекта с перспективой реализации
  • Тусовка по случаю на интересную для участников тему (времяпрепровождение по Э. Берну)
  • Манипулятивная плохая игра (опять по Э. Берну) для «сброса пара»
  • Отработка технологии краудсорсинга

Гора родила мышь, да ещё и мало на что годную

Ещё при начале проекта я подозревал, что он спроектирован и по содержанию, и по исполнению весьма, мягко говоря, неудачно и неточно. У меня есть предположение, что это не вина основных исполнителей, это результат заблуждений заказчиков. Но эксперты - если они действительно эксперты в основном смысле слова, а не в том, который реализован в данном проекте, - могли бы настойчивее и жёстче выставить свои встречные позиции. Совсем неслучайно такой серьёзный эксперт, как Любовь Николаевна Цой, вышла из проекта уже на вторые сутки участия в нём, как только были заблокированы её попытки выйти на темы, НА САМОМ ДЕЛЕ имеющие первостепенное значение для судеб выпускников-2020. Я ещё продолжаю играть в эту игру, которую считаю несостоятельной и бессмысленной с самого начала, но не собираюсь скрывать свою позицию, которую последовательно реализовывал до этого только в критических комментариях, в которых пытался соблюсти максимум толерантности. Сейчас я её заявляю открыто, поскольку epic fail проекта теперь самоочевиден. Крупицы полезностей, конечно же, можно нагрести и из этой кучи, но гора родила мышь, да ещё и мало на что годную, не более того...

Профиль
Статистика
Зарегистрировано пользователей: 523. Создано версий: 454 (опубликовано: 306, черновиков: 2). Написано комментариев: 2691